Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала
Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...
Ярославский арбитражный суд возбудил дело о банкротстве ОАО «Тутаевский моторный завод» (ТМЗ). Это первый случай в регионе, когда за старые долги может быть обанкрочено градообразующее предприятие, где работает почти 7 тысяч человек. Для Тутаева, где каждая семья так или иначе связана с заводом, в суде будет решаться поистине судьбоносный вопрос, потому как у ТМЗ и построенного рядом города общая судьба. Самое интересное, что когда в середине 90-х годов на заводе месяцами не платилась зарплата, люди выходили перекрывать автомагистрали и железную дорогу, потому что их семьи голодали, никто о банкротстве как способе финансового оздоровления и не вспоминал. Теперь, когда здесь вовремя платят зарплату и рассчитались с более чем 375 млн. рублей долгов, предприятие намерены обанкротить. Иск о признании предприятия банкротом подал ярославский территориальный орган федеральной службы по финансовому оздоровлению, хотя, как нам стало известно, интерес к заводу проявляют структуры, связанные с автомобилестроительным холдингом «РуспромАвто».
Николай ФРОЛОВ.
Как это было В 1996 – 1998 годах Тутаевский моторный завод простаивал чуть ли не больше, чем работал. Вместо денег руководство расплачивалось с рабочими хлебом и... велосипедами. На заводе процветали воровство и упаднические настроения. В конце 1997 года акционерам и губернатору удалось сменить генерального директора ТМЗ. Вместо Александра Малова этот пост занял выходец с ярославского «Автодизеля» Борис Пешков. Ему досталось очень тяжелое наследство. Свое 30-летие в 1998 году завод встретил в критическом состоянии. Зарплату задерживали на 8 месяцев, из-за ограничений в подаче электроэнергии люди трудились вечерами и ночами, в цехах горели костры. Тутаевский моторный был спроектирован и построен для производства 42 тысяч двигателей в год. Но теперь столько двигателей никому не нужно. В 1997 году на заводе было собрано всего несколько сотен моторов, литейное производство было загружено только на 7 процентов, кузница – на 5. По сути вместо 9 тысяч рабочих на заводе должно было остаться вдвое меньше, но никто не решался проводить массовые сокращения, поскольку в Тутаеве другой работы нет. ТМЗ имел огромные долги перед ОАО «Ярэнерго», из-за которых предприятие в любой момент могло погрузиться во мрак. И хотя закон позволяет практически любому кредитору подать иск на банкротство предприятия, тогда никто это сделать не решался. Чудодейственная экономия – Рабочий день тогда начинался с решения одной задачи – как обеспечить поступление на завод четырех тонн хлеба. Это был «стратегический продукт», заменявший зарплату. Поставщики хлеба нам просто выкручивали руки, заставляли отдавать продукцию по низким ценам. Поэтому, как только мы почувствовали, что сможем оторвать от своего бюджета 100 тысяч рублей, купили свою пекарню. Через месяц она заработала, – вспоминает генеральный директор предприятия Борис Пешков. Новая команда руководителей ТМЗ экономила буквально на всем. Например, здесь переделали литейное производство. Вместо огромных и чудовищно затратных вагранок для литья чугуна были установлены индукционные печи. В итоге чугун на ТМЗ стали лить из металлолома, не тратя большие деньги на закупку литейных чугунов, который подходил для вагранок. Сокращение расходов затронуло все службы и подразделения. Так в транспортном управлении в 2,5 раза снизилось потребление бензина при ежемесячном увеличении объема перевозок. В начале 2000 года руководству ТМЗ удалось погасить все долги по зарплате и значительно ее увеличить. Если средняя заработная плата в начале 1999 года была 900 рублей, сейчас она составляет 3600 – 3700. Очень долго на ТМЗ боролись с воровством, которое приобрело массовый и организованный характер. Ущерб предприятия в 1999 году исчислялся 10 млн. рублей в месяц. Собственная служба безопасности не могла контролировать ситуацию. Не помогли охранные фирмы из Рыбинска и Ярославля. В итоге охрана ТМЗ сегодня состоит из жителей Санкт-Петербурга. С 1998 года по данный момент все долги поставщикам, рабочим, энергетикам и газовикам ТМЗ погасил. Это 375 миллионов рублей. Одному только ОАО «Ярэнерго» завод был должен более 150 млн. Объемы производства продукции на предприятии увеличились с 24 – 30 млн. рублей в месяц в 1999 году до сегодняшних 80 – 90 млн. рублей. У предприятия остались лишь старые долги перед бюджетами и внебюджетными фондами. ТМЗ сегодня полностью платит текущие налоги и может начать расчеты по прежним долгам. Кстати, их сумма с 1993 года – порядка 600 млн. рублей – вполне сопоставима с расходами, которые предприятие несло по содержанию и обслуживанию жилого фонда и социальной сферы Тутаева. По сути завод мог потребовать зачета своих затрат в счет налогов, но тогда такие зачеты ему никто не разрешал. Отказаться же содержать жилые дома, садики и теплосети, обеспечивать город теплом и водой предприятие не могло – тогда жизнь в городе просто бы остановилась. Именно эти долги стали основанием для возбуждения дела о банкротстве ТМЗ. Пасынок или равноправный партнер? Тутаевский и Ярославский моторные заводы изначально были в одном объединении, и «младший брат» – ТМЗ выпускал комплектующие для «старшего» ЯМЗ. Во время приватизации оба завода стали самостоятельными юридическими лицами. Несмотря на то, что Ярославский моторный завод до сих пор основной покупатель продукции ТМЗ, два предприятия не смогли выработать единую техническую политику в общем направлении развития. ЯМЗ зависит от ТМЗ, потому что тутаевцы поставляют на все ярославские конвейеры конкретные комплекты деталей, без которых не соберешь ни двигатель, ни коробку передач. Некоторые детали курсируют от одного завода к другому в процессе изготовления конечной продукции. Уже не раз в последние годы возникал вопрос ведения согласованной технической и экономической политики двух заводов. В 1998 году разрабатывался проект присоединения или объединения ТМЗ и ЯМЗ, по которому планировалось сконцентрировать в Ярославле производство двигателей, а в Тутаеве – коробок передач и заготовительного производства. Но тогда вокруг этого проекта поднялся большой шум, потому что тутаевцы боялись потерять работу и лишиться родного завода. Против был и тогдашний глава округа Юрий Зелинский, боясь потерять налоги от единственного градообразующего предприятия. Профсоюзные лидеры обещали всеми способами бороться за сохранение завода как самостоятельного юридического лица. После дефолта осенью 1998 года на проекте объединения был поставлен крест. В 2001 году у ярославских дизелестроительных предприятий появился новый собственник. Акции заводов покупали фирмы, связанные с ООО «Руспромавто» – автомобилестроительным холдингом предпринимателя Олега Дерипаски. Сейчас под контролем компании «Руспромавто» находятся ЯМЗ, ЯЗТА и ЯЗДА. В начале этого года фирмы Олега Дерипаски купили 18 процентов акций ТМЗ и на собрании акционеров при содействии представителей государства (в его собственности находится 31,6 процента акций) получили большинство мест в совете директоров. Казалось бы, наконец-то с общим хозяином можно начать выработку общей технической политики и перспектив развития ЯМЗ и ТМЗ. Но пока этого не происходит. Губернатор Анатолий Лисицын уже неоднократно заявлял, что оба завода должны так или иначе прийти к объединению. Год назад руководитель области подписал соглашение с главой «Сибала» Олегом Дерипаской о социально-экономическом партнерстве, согласно которому администрация области «содействует в закреплении государственного пакета акций предприятий Ярославского и Тутаевского моторных заводов за группой «Сибирский алюминий»; оказывает содействие в получении в собственность или управление группе «Сибирский алюминий» Ярославского и Тутаевского моторных заводов, заводов топливной и дизельной аппаратуры». И администрация четко выполняет свои обязательства. С этим согласны и новые собственники – представители компании «Базовый элемент», (в прошлом – «Сибирский алюминий»). Но до сих пор дирекции ЯМЗ и ТМЗ не могут заняться совместной работой по разработке общей стратегии развития предприятий. По нашей информации, заинтересованными лицами сейчас выбран вариант банкротства Тутаевского моторного завода. Предприятие, очевидно, не сможет сразу рассчитаться с долгами в 630 млн. рублей в бюджеты и внебюджетные фонды. Тогда его имущество можно будет купить и стать полноправными хозяевами завода. При этом, естественно, бюджеты и внебюджетные фонды получат лишь малую часть долгов. Главный претендент на приобретение ТМЗ – «Руспромавто». Если после этого ТМЗ присоединят к ЯМЗ, бюджет Тутаева лишится 30 процентов доходов. Не исключено и серьезное сокращение числа работающих. Город ждет Но если этот сценарий выгоден «Руспромавто», то он категорически не устраивает как работников предприятия, так и администрацию муниципального округа. Рабочие, с которыми нам удалось побеседовать, хоть и не совсем понимают смысл банкротства, но в один голос заявляют, что не смогут найти в Тутаеве другую работу в случае своего сокращения. Глава округа Валентина Кривошеина до сих пор не услышала от «Базового элемента» каких-либо объяснений относительно будущего ТМЗ: – Если бы было видно, что станет с заводом, какая будет занятость и налогооблагаемая база, что предстоит выпускать предприятию, то, наверное, вопрос финансового оздоровления решался бы проще. Ответы на эти вопросы мы так и не получили. Это градообразующее предприятие, где занято около 6 тысяч человек. С членами их семей – это более половины города. Стабильность и надежность Тутаева связана в первую очередь с этим заводом. Если у нас будет несколько небольших предприятий на базе ТМЗ, то город превратится в спальный район Ярославля – налоги будут оставаться там, а все расходы – у нас. Вот, например, «Славнефть» уводит налоги, а нам оставляет кислогудронные пруды. Валентина Кривошеина поддерживает вариант заключения мирового соглашения с кредиторами ТМЗ – бюджетами и внебюджетными фондами. Предприятие готово сегодня взять на себя обязательство в течение нескольких лет погасить старые долги, не наращивая новых. Тогда бюджеты смогут получить полностью все долги по налогам, а не 30 – 50 миллионов, которые, по мнению экспертов, могут быть получены после продажи имущества предприятия с молотка. Вариант банкротства градообразующего предприятия, да еще в таком городе, как Тутаев, с его многочисленными коммунальными и бюджетными проблемами, вряд ли закончится спокойно. К каким последствиям это может привести – трудно спрогнозировать. Сегодня предприятие, погасившее долги всем коммерческим кредиторам, готово рассчитываться с задолженностью перед бюджетами. Остается только решить – нужны ли государству сотни миллионов рублей или чиновникам милее обещания российских олигархов? Рабочие о возможном банкротстве завода Андрей ПАРАТОЦКИЙ, плавильщик: – У нас ни разу банкротства не было, так что мы с этим не сталкивались. Сейчас, вроде бы, работаем, аванс и зарплата стабильные. Нам бы побольше работы и заказов, повыше зарплату. Александр КУТЫРЕВ, заместитель начальника чугунолитейного цеха: – Нам банкротство нежелательно, мы всю свою жизнь посвятили нашему заводу. Если в Тутаеве будет массовая безработица, представляете, что это такое? Сейчас у людей есть более-менее нормальная зарплата, а там куда идти и где кормиться? Здесь же нет других крупных предприятий, где люди с нашими специальностями смогут найти работу – заливщик, плавильщик, стерженщик. Владимир ЕГОРОВ, водитель погрузчика: – Нормально отношусь, потому что сейчас все в духе времени – подводят предприятие к банкротству и, соответственно, найдутся хозяева, может быть, даже и лучше, чем сейчас. Банкротство – ведь оно неизбежно, так или иначе в наших условиях? Сейчас по зарплате обстановка меня устраивает. Конечно, если сократят, будет неприятно, не уверен, что смогу найти другую работу. Александр ГОРОХОВ, начальник участка: – Для нас это новое дело, но само слово «банкротство» настораживает. Мы не привыкли к таким словам. Неужели у нас такой плохой завод стал? Вроде бы, наоборот, развиваться начали? Любовь МАЛЫШЕВА, старший контрольный мастер: – Я считаю, что это надо было делать раньше, когда было безденежье, зарплату по полгода не платили. А теперь стало лучше, и на тебе. Я в Тутаеве другую работу не найду, а в фирмы надо идти с другими специальностями.
Читайте также
29.10.2011День рожденья – грустный праздник Завод деревообрабатывающих станков в Данилове отмечает 70-летний юбилей, в местных газетах размещены поздравления. Только вот, к сожалению, уже нет того
24.01.2009Проверка на прочностьВ четверг губернатор Ярославской области Сергей Вахруков посетил Рыбинск и Тутаев. Целью рабочей поездки главы региона стало знакомство с муниципальными
15.07.2008ЯНОС глазами общественностиВ ОАО «Славнефть-ЯНОС» состоялась очередная встреча представителей руководства предприятия с членами комитетов общественного самоуправления (КОС) Красноперекопского района.
26.08.2005РОМЗ опять лихорадит
В ОАО «Ростовский оптико-механический завод» (РОМЗ) в ближайшее время ожидается очередная смена руководства и, возможно, собственника. Уже в сентябре на
19.05.2005ТМЗ – наш маленький «ЮКОС»?
Ярославский арбитражный суд в среду на своем заседании отказался удовлетворить ходатайство о приостановлении процедуры банкротства на ОАО «Тутаевский моторный
29.11.2002В Тутаеве волна банкротств
Тутаевский моторный завод – далеко не единственное предприятие, проходящее в этом городе через процедуру банкротства.
Внешнее управление введено на предприятиях